В автомобилях, особенно грузовых, часто используются пневматические системы для различных целей — например, тормозная система, система привода механизма трансмиссии и контроль давления в шинах. Эти системы очень надежны и эффективны, но для нормальной работы им необходим постоянный поток сжатого воздуха, который подается через пневмоцилиндры или ресиверы.
Автомобили КАМАЗ оснащены пневматикой, включающей в себя ресиверы от трех до шести. Они не только обеспечивают хранение воздуха под давлением, но и выполняют ряд других функций, которые будут более подробно рассмотрены ниже.
В автомобилях КАМАЗ используются пневмоцилиндры с прямолинейным механизмом.
• Цилиндрический корпус;
• Сферические днища;
Крепление разъемов к корпусу и днищам для подключения к пневматике, расположение датчиков и клапанов, а также слив конденсата.
Цилиндры имеют сварную конструкцию, как правило, изготовлены из стали и предварительно окрашены (обычно в черный цвет). В зависимости от обстоятельств, внутри может быть нанесено антикоррозийное покрытие. Сама пневматическая система обеспечивает защиту внутренней поверхности ресивера от ржавчины, главным образом, благодаря масляному компрессору. При его работе масло из картера направляется в цилиндр, откуда вместе с нагнетаемым воздухом поступает в пневматическую систему. Масло постепенно накапливается в указанных цилиндрах и выпускается вместе с конденсатом через соответствующий фитинг.
До сих пор были определены два различных вида воздушных баллонов (ресиверов) Камаза.
• С тремя отверстиями;
• С пятью отверстиями.
Приемники с тремя отверстиями имеют одно на раме, предназначенное для отвода нефти и конденсата, и другое в основании для соединения резервуара с пневматической системой. Между тем, ресиверы с пятью отверстиями имеют два соединения на нижней стороне, что расширяет их потенциал.
Вы можете приобрести цилиндры, изготовленные сторонними компаниями, с различным количеством отверстий от двух до шести и разнообразной конфигурацией. Например, некоторые можно приобрести без ниппелей на корпусе, в то время как другие могут иметь до четырех ниппелей.
Кроме того, все баллоны подразделяются на две основные группы в зависимости от их вместимости:
• 20 литров;
• 40 литров.
20-литровые баллоны — самые обычные, но в последнее время все большее распространение получают 40-литровые баллоны, устанавливаемые на автомобиль вместо пары 20-литровых. Можно встретить баллоны и других размеров — 7, 10 и 25 литров, но они редко используются на автомобилях КАМАЗ.
Независимо от размера, объем цилиндра остается неизменным, однако они обычно имеют различные размеры:
Размер стандартных 20-литровых баллонов, созданных оао «камаз», составляет 280×605 м.
• 220×594 мм (20 литров);
• 220×610 мм (20 литров);
• 220×634 мм (20 литров);
• 280×710 мм (40 литров);
• 280×734 мм (40 литров).
Несоответствие в размерах вызвано несколькими факторами — разной толщиной металла, различной формой днищ, а иногда реальный объем может не составлять ни 20, ни 40 литров, однако это не влияет на работу воздушной системы автомобиля.
В заключение, цилиндры можно разделить на две различные группы в зависимости от их источника.
ОаО «камаз» производит баллоны — как те, которые устанавливаются на территории предприятия, так и те, которые распространяются среди дилеров и на других рынках.
• Баллоны от сторонних производителей.
Разнообразные пневмоцилиндры и другие основные компоненты производятся широким кругом предприятий, от крупных международных фирм до небольших местных. Однако наиболее популярны баллоны белорусского оао «таим» (г. бобруйск, республика беларусь), поставляющего запчасти на маз и некоторые отечественные заводы, и ооо «автотехнология» (г. набережные челны), продукция которого ориентирована в первую очередь на владельцев камазов.
Несмотря на широкий выбор доступных воздушных баллонов, разумно приобретать изделия, которые были испытаны и одобрены на соответствие требованиям безопасности. Благополучие автомобиля зависит от надежности и совершенства приемников, поэтому нет места ставить его под угрозу.
Пневмоцилиндры в основном используются для сохранения и подачи воздуха под давлением для обеспечения надлежащего функционирования тормозной системы автомобиля. Кроме того, они используются во многих других пневматических системах, которые мы рассмотрим в этой статье.
Количество цилиндров зависит от конструкции пневматической тормозной системы и количества контуров в ней. На различных моделях и модификациях автомобилей Камаз используется от трех до шести ресиверов. В целом, эти ресиверы используются для следующих целей:
Для питания основной тормозной системы как передней оси, так и колес прицепа предусмотрен 20-литровый резервуар.
В рабочей тормозной системе средней и задней осей (а также прицепа) должно быть максимум два цилиндра суммарной емкостью 40 литров — один 20-литровый цилиндр или два цилиндра.
Два 20-литровых бака, расположенных на стоянке, и вспомогательная тормозная система.
Конденсационный (регенерационный) ресивер, функционирующий в системе осушения воздуха, используется в контуре вспомогательной тормозной системы и для питания других пневматических систем автомобиля. Соответственно, этот цилиндр обычно называют ресивером потребителя.
Различное количество баллонов, используемых в различных моделях камазов, может быть связано с количеством осей, его категорией и массой. Например, двухосный камаз-4308 без прицепа оснащен только тремя баллонами, один из которых используется для регенерации. Однако тягач камаз-4308 должен иметь четыре 20-литровых бака, поскольку он отвечает за торможение прицепа. Такие модели, как камаз-43101, 43114, 43118, 43253, 4326; 53228, 53229; 54115; 65111; 65115 и многие другие оснащены пятью емкостями. В то же время есть модели, такие как камаз-4310; 5320; 6560 и другие, которые имеют шесть резервуаров по 20 литров.
Автомобиль оснащен кластерами из двух или трех цилиндров. Они могут быть закреплены на раме с помощью либо хомутов (пара двух и трех ресиверов в линию), либо хомут плюс уникальный кронштейн (группа из трех цилиндров, расположенных в форме пирамиды).
Стоит отметить наличие ресивера конденсации (регенерации) в системе осушения воздуха. В этой установке осушитель с адсорбентом устанавливается между компрессором и пневматическими компонентами для фильтрации всего воздуха, поступающего из компрессора. При прохождении через него охлаждение приводит к конденсации влаги и ее накоплению в осушителе. Регенерационный ресивер периодически используется для продувки этого осушителя, сбрасывая всю сконденсированную жидкость в атмосферу. Устранение этой влаги улучшает работу всех частей пневматической системы автомобиля, а также снижает вероятность коррозии или засорения.
Конденсатоприемник также обеспечивает силу, которая питает дополнительные системы пневматики Камаз.
• Стеклоочиститель;
Создана система контроля давления в шинах.
• Система подачи аварийного сигнала;
Система регулирования трансмиссии.
• Усилитель сцепления;
• Другие вспомогательные системы.
Таким образом, один и тот же приемщик выполняет обязанности по обслуживанию тормозных систем и в то же время гарантирует правильную работу других пневматических систем автомобиля.
Автомобильные баллоны Камаз, например, стандартная 20-литровая модель, стали популярны не только по своему прямому назначению — их стали использовать различные «самодельщики» и те, кто любит возиться с техникой. Конечно, главная привлекательность остается: их способность хранить воздух под большим давлением.
Баллоны Камаз стали особенно востребованы в качестве емкостей для стационарных и портативных компрессоров, в дополнение к многочисленным пневматическим инструментам, таким как профессиональные аэрографы. Владельцы автомобилей, которые устанавливают на свои автомобили системы подвески с пневматическим приводом, особенно любят эти приемники. Воздушные баллоны Камаз также могут быть использованы нестандартными способами.
В некоторых случаях могут потребоваться некоторые изменения для того, чтобы цилиндр работал должным образом для других применений. Как уже говорилось, в грузовиках Камаз используются масляные компрессоры, которые выпускают воздух с маслом, служащим для смазки внутренних поверхностей цилиндров и воздушных трактов. Использование безмасляного компрессора вместе с ресивером может привести к быстрой коррозии из-за конденсата, так как его внутренняя поверхность не будет смазываться. Чтобы предотвратить это и защитить металл от коррозии и других неблагоприятных последствий, рекомендуется обработать внутреннюю поверхность цилиндра специальными веществами.
Цилиндры Камаз часто выбирают из-за их прочности, надежности и того, что они могут использоваться годами без каких-либо проблем даже в тяжелых условиях.