ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ


0 Ваша Корзина

Топливный бак КАМАЗ: устройство и эксплуатация

17.04.2023
автор Администратор Главный

Топливный бак на КамАЗ выбор оптимального варианта, составные части бака, возможные комплектации и дополнительная полезная информация. Правила эксплуатации для увеличения долговечности топливного узла.

Эксплуатация и обслуживание топливных баков

Топливные баки КАМАЗ требуют регулярного обслуживания, что обеспечивает их многолетнюю надежную работу. Обслуживание резервуара несложное, обычно проводится не реже двух раз в год (при сезонном обслуживании) и сводится к следующему:

• Слить шлам из бака через кран (штуцер);
• Осмотр и очистка клапанов - воздухоотводных и дренажных;
• осмотр соединений штуцеров с топливопроводами, при необходимости - подтяжка хомутов, удерживающих шланги на штуцерах;
• Проверить надежность крепления кронштейнов и хомутов, при необходимости - подтяжку болтов и болтов;
• При обильном шламе и значительном загрязнении бака его промывают специальными моющими средствами.

При регулярном осмотре и техническом обслуживании ваш топливный бак обеспечит надежное хранение и доставку топлива в течение многих лет.

Топливный бак — устройство и принцип работы

Топливный бак КАМАЗ состоит из следующих частей:

• Стальной бак;
• заливная горловина (также называемая топливозаборником или заливной горловиной), оснащенная с одной стороны герметичной крышкой, с другой фильтрующей сеткой;
• успокоительные средства;
• Воздушный клапан;
• Датчик уровня топлива;
• Впускной патрубок с сетчатым фильтром;
• Арматура для подключения обратной топливной магистрали;
• Штуцер для слива топлива с краном или одинарным краном с резьбовой пробкой.

Резервуар имеет сварную конструкцию, состоит из четырех частей: верхней и нижней половин и двух торцевых стенок (днищ). Цистерна снаружи и внутри окрашена, но внутренняя поверхность имеет более стойкое покрытие, препятствующее коррозии и химическим реакциям дизеля с металлом. При традиционной технологии окраски используется двухслойное покрытие (грунтовка и эмаль), при современной технологии – полимерно-порошковое покрытие (это наиболее надежный вариант).

Внутри бака установлены металлические пластины, имеющие отверстия различной формы – они предотвращают разбрызгивание топлива при маневрах и движении автомобиля, предотвращают гидроудары, вспенивание и неравномерность поступления топлива в топливную систему.

Заливная горловина расположена в верхней части бака; состоит из приваренной к баку заливной горловины, внутри которой находится выдвижная трубка, обеспечивающая более удобную заливку топлива в бак. Заливная труба внутри бака заканчивается фильтрующей сеткой, которая улавливает крупные загрязнения. Трубка закрывается герметической пробкой со сливным клапаном, часто пробка имеет еще и замок, препятствующий хищению топлива злоумышленниками. На сегодняшний день используются два типа заглушек - полуоборотные (резьбовые) и складные.

Расположены воздушный клапан, обеспечивающий поддержку в баке атмосферного давления (поскольку повышение давления внутри бака чревато разрывами, а также пожароопасно), датчик уровня топлива и штуцер для подключения обратной топливной магистрали в верхней части бака. Здесь также может быть установлено дополнительное оборудование, входящее в состав системы контроля расхода топлива и управления транспортом, в том числе ряд датчиков расхода топлива, дополнительные датчики уровня топлива и так далее

Впускной патрубок с фильтрующей сеткой и сливной штуцер с краном установлен на дне бака. Вместо сливного крана бак (особенно баки старого образца) может иметь трубку с резьбой, в которую вкручивается сливная пробка (просто болт, часто фиксируемый шплинтом).

Принцип работы топливного бака КАМАЗ очень прост. Заправка осуществляется через заливную горловину, причем для этого не всегда нужно удлинять подвижную трубу. После заливки необходимо плотно закрыть пробку, чтобы обеспечить герметичность и исключить утечку топлива. Топливо подается к топливному насосу через впускной патрубок. Фильтрующая сетка, расположенная на входе (на заливной горловине) и выходе (на впускном патрубке) бака, сводит к минимуму попадание в топливную аппаратуру крупных загрязнений, которые могут повредить двигатель.

Во время движения автомобиля демпферы внутри бака не позволяют топливу разбрызгиваться и ударяться о стенки, вспениваться и резко оголять днище при резких разгонах, торможениях и других маневрах.

Дизель быстро испаряется, поэтому со временем (особенно если бак частично заполнен) давление внутри бака может увеличиваться, причем чем интенсивнее рост давления, тем выше температура окружающей среды. Повышение давления чревато разрывом бака, утечкой топлива и даже пожаром. Эти опасности предотвращает воздушный клапан, который при превышении критического давления внутри бака выпускает пары топлива в атмосферу. Без клапана безопасная эксплуатация автомобиля была бы невозможна.

В целом в эксплуатации топливного бака нет ничего сложного, но необходимо подчеркнуть, что этот компонент не только хранит топливо, но и играет важную роль в пожарной безопасности автомобиля, для защиты двигателя от загрязнения топливом, а также просто от хищения топлива во время стоянки автомобиля.

Перегородки

Внутри коробки есть специальные демпфирующие пластины. Они в виде перегородки с разными отверстиями. Это сделано для уменьшения движения топлива внутри. Перегородки защищают тело от внезапного повышения давления. Другая функция заключается в повышении жесткости. Они значительно замедляют процесс деформации. Они являются разновидностью брекетов.

Датчик топлива

В верхней части корпуса установлен указатель уровня топлива. Его роль состоит в том, чтобы показать используемый объем.

Покраска

Чтобы продлить срок службы, необходимо следить за внешним состоянием. Качественная краска сводит к минимуму контакт металла с окружающей средой. Стандартный вариант окраски – два слоя (грунтовка и краска). Более дорогой и надежный вариант – полимерная порошковая краска.

Отстойник

Внизу находится таз. Его функция заключается в сборе различных тяжелых частиц и воды, которые не могут быть поглощены фильтрами. Очищать топливный бак необходимо во время промывки или даже просто опорожнения. Отверстие на поддоне закрывается пробкой.

Кран

Еще одним конструктивным элементом, расположенным в верхней части корпуса, является топливный клапан. Он соединен с фильтром с отстойником. Внутри он представлен трубкой и небольшим фильтром.

Горловина

Шея помещается на туловище. Имеет собственную систему, состоящую из:

  • пробка;
  • выдвижная часть;
  • фильтр.

Пробка или крышка бывает двух видов: откидная и полуоткидная. Запираемая крышка может быть установлена для предотвращения кражи топлива. Открытие занимает больше времени, но, учитывая количество хранящегося дизельного топлива, это необходимая мера безопасности.

Выдвижная часть заливной горловины облегчает открытие и закрытие двери. Он доступен в различных материалах и длинах. Дополнительная заливная горловина находится внутри металлической части корпуса. Если он сделан сбоку, а не сверху, в корпусе устанавливается дополнительная вентиляционная труба для процесса наполнения.

Вспомогательная горловина заканчивается фильтром грубой очистки. Это означает, что во время наполнения могут быть захвачены только крупные частицы. После этого он больше не выполняет дальнейшую очистку.

Стандартны на топливные баки КАМАЗ

На сегодняшний день существует большое разнообразие типоразмеров топливных баков КАМАЗ, а единого стандарта на баки нет. Это объясняется тем, что танки выпускает не только Камский автозавод, но и многие другие предприятия, в том числе и региональные.

Но независимо от производителя и типа цистерны она должна соответствовать требованиям, прописанным в стандартах ГОСТ Р 41.34-2001 «Единые правила допущения транспортных средств в части предупреждения пожарной опасности» и ГОСТ 21398-89 «Грузовые автомобили. Общие технические требования», а также другие стандарты, устанавливающие требования к металлообработке, антикоррозионным покрытиям и т.д.

ОАО «КАМАЗ» (а точнее, отделение ОАО «КамПРЗ», Камский прессо-рамный завод) производит топливные баки со следующими характеристиками:

• Объем: 125, 170, 210, 250, 300, 350, 400, 450, 500 и 600 литров;
• сечение: 400×490 мм (тип 1), 530×650 мм (тип 2), 492×520 мм и 660×660 мм (евро);
• Длина: 710, 750, 950, 1200, 1360 и 1680 мм.

Следует отметить, что возможен некоторый разброс габаритов баков, поэтому в продаже можно встретить оригинальные баки сечением 540×640 мм и другие. Иногда указывается не только часть бака, но и его габариты, которые за счет выступающих частей (в основном заливной горловины) больше габаритов самого бака.

Сторонние производители предлагают гораздо более широкий диапазон размеров топливных баков, но их емкость не опускается ниже 125 литров. Это связано с требованием обеспечить пробег не менее 500 км на одной АЗС. Многие производители предлагают баки увеличенного объема (соответственно больших габаритов, длиной до 1920 мм), но обычно баки выпускаются по типоразмерам ОАО «КАМАЗ», гарантирующим нормальную установку нового бака.

Назначение топливного бака КАМАЗ

Грузовики КАМАЗ оснащены мощными дизельными двигателями с относительно высоким расходом топлива, поэтому для их эксплуатации необходимо иметь достаточный запас топлива. Эта проблема решается с помощью топливных баков, установленных на борту автомобиля. Однако функционал топливных баков КАМАЗ шире, эта деталь решает сразу несколько задач:

• Хранение топлива;
• Предотвращение возможной утечки топлива и его попадания в окружающую среду;
• Обеспечить надежное хранение дизельного топлива с соблюдением требований пожарной безопасности.

Конструкция баков должна обеспечивать выполнение всех этих функций, поэтому топливные баки давно перестали быть простыми консервными банками. Современный топливный бак КАМАЗ – это высокотехнологичное устройство, отвечающее строгим стандартам, и зачастую не имеющее самого простого устройства.

Монтаж топливных баков на автомобиле

Топливные баки КАМАЗ крепятся на раму автомобиля, традиционно бак располагается с левой стороны рамы, но в последнее время все больше баков навешивают с двух сторон. Один бак с левой стороны покрывает потребности в топливе транспортных средств, которые не проезжают большие расстояния в течение смены или рабочего дня - мусоровозы, самосвалы, фургоны с производством и т.д. С другой стороны, почти все седельные тягачи и некоторые другие Модификации КАМАЗ имеют два бака большого объема, что обеспечивает достаточную автономность грузовика.

Бак крепится к раме с помощью кронштейнов и ленточных хомутов. Кронштейны крепятся к раме болтовыми соединениями, а бак крепится к кронштейнам стальными хомутами. Кронштейны крепятся к раме через распорки, компенсирующие тепловое расширение, хомуты размещаются на баке через резиновые прокладки. Для обеспечения надежной фиксации бака необходимо затянуть шпильки и болты хомутов и кронштейнов с определенным усилием, обычно момент затяжки находится в пределах 20-25 Н·м.

Количество кронштейнов и хомутов зависит от размера бака. Топливные баки до 350 литров обычно крепятся двумя хомутами, 400 литров и более - тремя или четырьмя хомутами. Однако здесь возможны исключения, так на автомобилях КАМАЗ можно увидеть 450-литровый бак как с двумя, так и с тремя хомутами, 500- и 600-литровый баки с тремя и четырьмя хомутами и так далее...